Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Оснащенность образовательного процесса
Большая роль в повышении качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении отводится его материально-техническому обеспечению и оснащенности образовательного процесса.
- Материально-технические условия реализации основной образовательной программы включают:
- требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требования к оснащенности развивающей предметно-пространственной средой учреждения;
- требования к материально-техническому обеспечению программы.
Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, учтены гигиенические и педагогические требования. Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов (обеденных и учебных) соответствуют обязательным требованиям, установленным техническими регламентами и стандартами.
Наименование | Перечень основного оборудования |
ИЗО-студия | Интерактивная доска, системный блок, МФУ цветное и черно-белое, графические планшеты, наушники, столы, стулья, шкаф дидактических пособий, демонстрационный материал, дидактические игры, инструменты и материалы для работы, мольберты, наборы картин, выставка детских работ, набор «Песочная фантазия» для росписи песком, доска магнитно-маркерная. |
Кабинет психологии | Магнитофон, демонстрационная доска, стол, стулья, шкаф дидактических пособий, демонстрационный материал, диагностический комплект Семаго, игры на развитие познавательных процессов, психологическая литература, диагностический материал, столы дидактические, стол для песочной анимации, модуль декоративный световой на базе оптического волокна для детей с нарушениями зрения «Разноцветная гроза». игровые стеллажи для пособий. |
Логопедический кабинет | Уголок логопеда, учебная доска, столы, стулья, шкаф дидактических пособий, буквари, демонстрационный, раздаточный, диагностический материал, таблицы Зайцева, кассы букв, наборы картинок, звуковые домики, кубики логика «Зоопарк», магнитная азбука. |
Музыкальный зал | Интерактивная доска, электронное пианино, синтезатор, системный блок, МФУ, акустическая система, караоке, телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, методическая литература, музыкально-дидактические игры, стулья, ковер, мебельная стенка, металлофоны, подставки под металлофоны, бубны, цифровое фортепиано. |
Физкультурный зал | Шведская стенка, скамьи гимнастические, тренажеры, баскетбольные кольца, дуги, стойки, мягкие модули, мячи, канат, обручи, кегли, скакалки, шнуры, мешочки для метания, мягкие модули - разборные, мягкие бассейны, маты гимнастические. |
Кабинет заведующего | Офисная мебель, системный блок, МФУ, кондиционер, система контроля доступа. |
Методический кабинет | Офисная мебель, системный блок, МФУ, кондиционер, ноутбук, музыкальный центр, методические пособия по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО наборы игрового материала, детская и методическая литература, наборы для детского экспериментирования «Юный астроном», «Юный биолог», «Юный химик» и др. Методические пособия по обучению детей грамоте. |
Медицинский блок | Медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуществляется медицинским персоналом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края «Городская детская больница» города Пятигорска (по договору). Оснащение: офисная мебель, ноутбук, процедурный кабинет с полным комплектом оборудования, изолятор. |
Групповые ячейки | Все групповые ячейки обеспечены в соответствии с возрастом детей игровым, познавательным оборудованием и пособиями, интерактивными столами, детской мебелью, стеллажами, кварцевая лампа. |
Оснащение территории учреждения
Территорию учреждения по периметру ограждена забором высотой 2,5 м. и полосой зеленых насаждений.
Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы. На площадках установлено стационарное игровое оборудование - малые архитектурные формы, соответствующие возрасту детей, песочницы.
В наличии спортивная площадка, на которой размещены: бревно, дуги, мишени для метания, лестница для лазания, поле для волейбола.
Игровое оборудование и постройки обеспечивают безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объеме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки учреждения к новому учебному году.
Сведения о наличии учебных кабинетов и объектов для проведения практических занятий
Оснащенность кабинетов позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В 2020 году приобретено оборудование для оформления кабинета дефектолога для работы с детьми с нарушением зрения и детей-инвалидов.
Для полноценного процесса обучения и воспитания детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении оборудованы учебные кабинеты педагога-психолога, педагогический класс, кабинет учителя-логопеда, музыкальный зал, спортивный зал, трудовая комната, комната по безопасности, кабинет охраны зрения, кабинет хореографии, мини-музей, кабинет ИЗО, зимний сад.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания являются одним из важнейших элементов и компонентов воспитательно-образовательного процесса и учебно-материальной базы Учреждения.
- Для более успешной и плодотворной работы педагогический персонал использует следующие средства обучения и воспитания:
- Печатные - представляют собой разнообразные учебные пособия, книги, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, атласы и т.д.
- Электронные образовательные ресурсы - презентациями.
- Аудиовизуальные обучающие средства - включают в себя разнообразные обучающие слайд-фильмы, видеофильмы, слайды и т.д.
- Наглядные – это различные обучающие карты, плакаты, иллюстрации, разнообразные приборы, коллекции, аппараты, модели и т.п.
- Демонстрационные обучающие средства - представляют собой муляжи, гербарии, модели предметов, информационные стенды и т.п.
- Разнообразные учебные приборы, такие как барометр, компас, пробирки, термометр, колбы и т.д.
- Средства обучения, представленные спортивным инвентарем и тренажерами (спортивные снаряды, гимнастическое оборудование, спортивные мячи и снаряды, и т.п.).
Каждое средство адаптируется воспитателем к условиям образовательной программы Учреждения с учетом возрастных и психических особенностей воспитанников, в том числе учитываются индивидуальные возможности и способности детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В каждой группе организована предметно-развивающая среда с учетом интеграции разнообразных воспитательно-образовательных областей. Предметно-развивающая среда наполняется не только обучающими материалами, но и содержит разнообразные воспитательные средства, способствующие всестороннему развитию личности ребенка дошкольника, формированию у него норм и правил поведения.
В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря природы. В уголках экспериментирования старшие дошкольники знакомятся с простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, микроскоп, магнит, весы и т.п.), ставят простейшие опыты. Элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра - входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок).
Используются технические средства обучения: видеопроиграватель, проектор, ПК. В Учреждении имеются музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, музыкальные игрушки. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Оснащение методической и детской литературой
Библиотека оборудована в методическом кабинете. Весь книжный фонд постоянно обновляется и пополняется. Методическая литература размещена по разделам: «Физическое воспитание», Нравственное воспитание», «Познавательное развитие», «Игровая деятельность» и т.д.
В разделе «Справочная литература» помещены различные энциклопедии, справочники, словари. Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», и др.
Картотека, каталоги, тематические указатели журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др. эстетично оформлены, отвечают современным педагогическим и методическим требованиям.
В библиотеку детской художественной литературы входят прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел вошли сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей и др. Расставлены детские книги по фамилиям авторов и по возрастному принципу.
Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, составлен каталог по (сказки, загадки, стихи и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Работа в кабинете организована таким образом, чтобы воспитатели могли посидеть в нем с книгой, получить консультацию. Здесь расставлены большие удобные столы и стулья, в помещении светло и спокойно.
Организация и условия питания воспитанников
Важным фактором здоровья ребенка является организация рационального питания и отражение ее в воспитательно-образовательном процессе.
Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья, бодрости, гарантия от появления различных недугов. Рациональное питание детей дошкольного возраста - необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о рациональном питании занимает одно из важнейших мест.
В Учреждении используется примерное 10-ти дневное меню для воспитанников от 3 до 8 лет и отдельное 10-ти дневное меню для воспитанников с пищевой аллергией, рассчитанное на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания. Меню составляется технологом Управления образования и согласовывается с заведующим. На основании примерного 10-ти дневного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей дошкольного возраста. Ежедневно поваром отбирается суточная проба готовой продукции, которая хранится 48 часов.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
В детском саду питание организовано в групповых комнатах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Организация питьевого режима соответствует требованиям СанПиН.
Закупка и поставка продуктов питания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на контрактной основе, как за счет средств бюджета, так и за счет средств платы родителей (законных представителей) за содержание ребенка в детском саду. Порядок поставки продуктов определяется муниципальным контрактом. Особое внимание уделяется контролю за качеством и сроками реализации поставляемых продуктов: наличие сертификатов, соблюдение товарного качества, условий хранения.
Организация условий охраны и укрепления здоровья воспитанников
В нашем учреждении уделяется внимание вопросу безопасности образовательного процесса, формированию здоровья детей. В учреждении существуют определенные правила охраны жизни и здоровья воспитанников. Ответственный по ОТ Учреждения систематически проводит технические осмотры помещений детского сада, соблюдение всеми участниками образовательного процесса правил пожарной безопасности. Утверждены планы проведения педагогами инструктажей с воспитанниками: по пожарной безопасности, технике безопасности, правила поведения на дороге, в общении с посторонними людьми. Все опасные предметы вне зоны досягаемости для детей. Для проведения занятий выдаются ножницы с затупленными концами, только под руководством и надзором воспитателя. Так же в целях охраны здоровья детей в учреждении прогулочные участки соответствуют требованиям Законодательства. Ежедневно проверяется отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка. Все игровые снаряды, в исправном состоянии. В зимний период территория учреждения систематически очищается от снега и наледи. Охрана здоровья в Учреждении – задача очень важная и ответственная. Организован утренний фильтр, разработаны и утверждены: графики проветривания, влажной уборки, генеральной уборки, стирки белья, обеззараживания воздуха рециркуляторами, бактерицидными лампами. Имеются инструкции по обработке полов, стен, поверхностей, рук. Организован питьевой режим в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. О наличии заболеваний сотрудники учреждения сообщают медицинскому работнику. Медицинское обслуживание в детском саду осуществляет медицинским персоналом ГБУЗ СК «Пятигорская городская детская больница».
Осуществляется контроль за организацией питания, режима дня, двигательной активности и закаливанию воспитанников. Работа педагогов направленна на сохранение психо-эмоционального состояния воспитанников.
При проведении режимных процессов педагоги придерживаются соблюдению индивидуальных способностей в развитии воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ при организации работы ППК.
Работа по физическому воспитанию дошкольников в учреждении строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей при четко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима учитывая индивидуальные способности воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется в следующих формах:
- утренний прием детей на свежем воздухе (в теплый период года);
- проведение утренней гимнастики (на свежем воздухе в теплый период года), физкультминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
- организованная двигательная деятельность, согласно учебному плану (с обязательным проведением одного занятия на свежем воздухе);
- музыкально-ритмические движения;
- спортивные досуги и развлечения;
- гимнастика пробуждения, дыхательные упражнения;
- ежедневный режим прогулок;
- сбалансированное питание.
Педагогические работники образовательных учреждений проходят периодические бесплатные медицинские обследования за счет средств учредителя.
В учреждении созданы необходимые условия для обеспечения безопасности воспитанников и сотрудников учреждения. Территория ограждена забором, въездные ворота и калитка находятся под контролем дежурного администратора или сторожей, в здании установлена «Тревожная кнопка» для экстренных вызовов, есть пожарная сигнализация. Входные двери в здания также находятся под контролем дежурного администратора или сторожа. Проводится контроль за соблюдением инструкций, определяющих действия персонала в различных экстренных ситуациях. Систематически проводятся плановые учебные эвакуации, во время которых отрабатываются действия всех работников и воспитанников на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
С воспитанниками систематически проводятся занятия по ОБЖ, направленные на формирование у детей сознательного отношения к своему здоровью и правильному поведению в разных жизненных ситуациях.
Объекты спорта
Двигательная активность - это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Жизнь ребенка - это движение в течение всего дня. Когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.
Для организации двигательной активности воспитанников, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеется спортивный зал, который оснащен гимнастической стенкой, матами для гимнастических и акробатических упражнений, мягкими спортивными модулями для прыжков, подлезания, мячами, мячами-прыгунами скакалками, сухой бассейн, обручами, детскими тренажерами, баскетбольными стойками, дорожками и т.д. На территории детского сада имеется мини-стадион, который активно используется в теплое время года для проведения физкультурных занятий, спортивных развлечений, массовых мероприятий. Для осуществления задач физического воспитания в каждой группе имеется «Центр двигательной активности». В нем размещен спортивный инвентарь, картотеки подвижных и малоподвижных игр, настольные спортивные игры, дидактический материал на спортивную тему. На улице каждая группа имеет свой индивидуальный участок, на котором воспитанники удовлетворяют свои потребности в двигательной активности.
Создание условий для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, медицинский работник.
В учреждении функционирует две группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения в возрасте от 3 до 8 лет. Оформлен кабинет охраны зрения, который оснащен оборудованием для лечения и коррекции зрения. В кабинете имеется локализатор-корректор, уголок слуховой –зрительной активности, ограничительная рамка для рисования и т.д.
При организации образовательной, игровой деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн.
В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ППК, обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий. В Учреждении имеется пандус для мобильных групп населения.
В 2020 году проводятся строительные работы по программе «Доступная среда».
Доступная среда
Специально оборудованные учебные кабинеты
В Учреждении имеются:
- 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
- группа для маломобильных групп населения
- кабинет охраны зрения
- кабинет учителя-дефектолога
- кабинет учителя-логопеда
- Сенсорная комната.
Объекты для проведения практических занятий приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для проведения практических занятий в учреждении имеется:
- портативная информационная индукционная система «Исток А2»
- интерактивный комплекс «Логопедический Замок»
- профессиональный стол дефектолога
- стол для инвалидов-колясочников
- кресло-коляска инвалидная складная
- бизиборды
Библиотека приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения имеется книжный уголок со специализированной литературой, в том числе книги Браеля.
Объекты спорта приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для организации двигательной активности воспитанников, детей-инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеется спортивный зал, который оснащен гимнастической стенкой, матами для гимнастических и акробатических упражнений, мягкими спортивными модулями для прыжков, подлезания, мячами, мячами-прыгунами скакалками, сухой бассейн, обручами, детскими тренажерами, баскетбольными стойками, дорожками и т.д. На территории детского сада имеется мини-стадион, который активно используется в теплое время года для проведения физкультурных занятий, спортивных развлечений, массовых мероприятий. Для осуществления задач физического воспитания в каждой группе имеется «Центр двигательной активности». В нем размещен спортивный инвентарь, картотеки подвижных и малоподвижных игр, настольные спортивные игры, дидактический материал на спортивную тему. На улице каждая группа имеет свой индивидуальный участок, на котором воспитанники удовлетворяют свои потребности в двигательной активности.
Средства обучения и воспитания приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников учреждение обеспеченно следующими средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (Дидактические игры, игрушки, учебные пособия)
- Спортивным оборудованием и инвентарем
- Учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, демонстрационный материал)
- Печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками
Беспрепятственный доступ в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Имеется утвержденное меню для детей с пищевой аллергией
Специальные условия охраны здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 ФЗ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (В ред. От 28.06.2014) «Об образовании в Российской федерации» в учреждении создаются условия для охраны и укрепления здоровья воспитанников в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- оказание первичной медико-санитарной помощи
- организация питания учащихся
- определение оптимальной учебной нагрузки, согласно СанПиН
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
- пропаганда и обучение культурно-гигиеническим навыкам
- разработана адаптированная программа
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационнымм сетям приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен образовательной программой учреждения.
Электронные образовательные ресурсы к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к электронным образовательным ресурсам не предусмотрен.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
- интерактивный комплекс «Логопедический Замок»
- профессиональный стол дефектолога
- мультимедийная интерактивная доска