Внимание! Телефоны горячей линии по вопросам эпидемиологической ситуации в ДОУ
+7 928 364 03 56, +7 918 761 23 36 (часы работы с 7.00 до 19.00, Пн-Пт)
Заявление на свободное посещение
Приказ о выполнении комплекса профилактических мероприятий

Эмоциональное благополучие

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка-дошкольника

Памятка
  • Ведет себя «хорошо» более продолжительное время:
  • способен к сотрудничеству со сверстниками;
  • способен усвоить правила очередности;
  • может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.
  • Нормальное «плохое» поведение:
  • напоминает поведение ребенка более младшего возраста (снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).
Памятка
  • Ведет себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:
  • соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;
  • лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.
  • Нормальное «плохое» поведение:
  • разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;
  • бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.
Памятка
  • Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:
  • способен подчинять эмоции своим не очень отдаленным целям;
  • удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;
  • начинает осознавать свои переживания;
  • начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.
  • Нормальное «плохое» поведение:
  • ложь как форма ухода от соблюдения нормы;
  • повышенная двигательная активность;
  • ябедничество;
  • небрежность в выполнении монотонных операций.

Памятка родителям от ребенка

Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить; это поколеблет мою веру в вас.
Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас.
Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
Не позволяйте моим «дурным» привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на продолжение их.
Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все с глазу на глаз.
Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с нами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позднее.
Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
Не обращайте много внимания на мои маленькие хвори. Я получаю удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне внимание.
Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию где-то на стороне.
Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

И кроме того, я вас люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью же!


Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

  • Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
  • наличии чувства доверия к миру;
  • способности проявлять гуманные чувства;
  • способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
  • наличии положительных эмоций и чувства юмора;
  • способности и потребности в телесном контакте;
  • чувстве удивления;
  • вариативности поведения;
  • способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
  • способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
  • способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

  • Эмоциональное неблагополучие может иметь различные причины:
  • биологические - врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д;
  • психосоциальные - особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих.

  • Основные условия эффективности собственного поведения взрослых, позволяющие свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, следующие:
  • принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
  • создание в семье атмосферы положительных эмоций;
  • создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
  • поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка - эмоционально-волевых, интеллектуальных, психомоторных (например, родители часто совершают ошибку, не придавая эмоциональному благополучию ребенка должного значения, а считая, что успешность обучения является более важным показателем его развития, что впоследствии может довольно негативно сказаться на психическом здоровье ребенка);
  • в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений (например, хвалить за реальные результаты и игнорировать демонстративные реакции ребенка в зависимости от степени их выраженности и места проявления);
  • включенный в детскую жизнь, в том числе в игровую деятельность ребенка.
  • Признаки здорового эмоционального состояния у детей от четырех до шести лет:
  • ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
  • начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
  • становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
  • проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
  • ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
  • Признаки здорового эмоционального состояния у детей от шести до семи лет:
  • склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
  • очень восприимчив к эмоциональным травмам;
  • может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
  • формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
  • начинает включаться в “сексуальные игры” со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
  • чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
  • может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
  • Симптомы эмоциональных проблем от трех до шести лет:
  • частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
  • частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
  • постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
  • общая неспособность следовать правилам и указаниям;
  • нежелание разговаривать и договариваться;
  • внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
  • постоянная меланхолия.